Организационно-д
В нашей стране деловые игры 1 возникли в 30-х годах ХХ века, название и форма которых несколько отличались от современных, но основные концепции уже нашли в них свое отражение.
Автором первой деловой игры была М. М. Бирштейн – молодой ленинградский экономист, организовавшая в 1932 году на заводе пишущих машин, а в 1936 году - на фабрике «Красный ткач» серию игровых экспериментов, назвав их «организационно–
Таким образом, первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений. Трагические события конца 30-х годов ХХ столетия, Великая Отечественная война, блокада Ленинграда прервали разработки советских ученых в области деловых игр.
В 50-е годы ХХ века к идее разработки деловых игр подошли в Соединенных Штатах Америки. Возникшие там деловые игры применялись для обучения студентов-эконом
Интерес отечественных специалистов к деловым играм возобновился 1975 году. Так, в Звенигороде под Москвой по инициативе ЦЭМИ АН СССР и экономического факультета Московского государственного университета обсуждался вопрос о перспективности использования ЭВМ для моделирования экономических систем, составляющих «сюжеты» деловых игр.
Опыт реализации деловых игр был у ученых Новосибирского государственного университета (В. Ф. Комарова, Н. В. Сыскина), Ленинградского финансово-эконом
Стали появляться не только все новые и новые деловые игры, но и теоретические работы, возникли имитационные,2 ролевые 3 игры не только на экономические, но и на другие темы, например, биологические, медицинские, архитектурные.
Постепенно имитационными играми заинтересовались психологи, социологи. Стали появляться игры, знакомящие молодых людей с социальной средой, в которой им предстоит оказаться в будущем, активно внедряются имитационные игры в процесс обучения.
Отечественные специалисты участвуют в международных встречах, например, на ежегодно проводимом семинаре ISAGA (Internationall Simulation and Games Association - Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм).
В ходе семинара горячо обсуждаются теоретические и практические проблемы, возникающие в живом процессе создания имитационных игр, их проведения в различных аудиториях и для различных целей и их теоретического осмысления, а также классификация деловых игр.
Таблица 1. Классификация имитационных игр
Название игры |
Цель игры |
2 |
|
Машинная |
моделирование игровой ситуации с использованием ЭВМ |
Ручная |
моделирование игровой ситуации без использования ЭВМ |
Исследовательска |
формирование нового знания, не получившего ранее отображения в виде публикаций, докладов, лекций, сообщений, методик, инструкций |
Учебная |
формирование у игроков знания, не известного им, но уже отображенного в системе знаний с помощью каких-либо средств коммуникации, а также воспитание навыков, качеств, умений |
Конкретная |
познание конкретных систем и выработка умений действовать в них |
Абстрактная |
воспитание качеств, необходимых для успешной деятельности в широком классе систем. |
В последние годы очень популярной формой для разрешения общих проблем стало проведение в режиме коллективной мыслительной деятельности организационно-д
Разные методологические школы добиваются этого усилением воздействия:
● на потребности;
● на способности;
● на нормы.
Усиленно воздействуя на потребности (школа Г. П. Щедровицкого) активность в организационно-д
Усиленно воздействуя на способности (школа А. С. Анисимова) активность в организационно-д
Режим работы мягкий, воздействие ненасильственное
Усиленно воздействуя на нормы (школа К. Я. Вазиной) активность в организационно-д
Если все эти воздействия совместить, то организационно-д
Технология проведения организационно-д
Становление, развитие, функционирование системы
(учебного заведения и т.д.).
1 Формирование групп в соответствии со структурой системы.
2 Работа групп по подготовке сообщений:
3.1 Самоопределенчес
3.2 Анализ ситуации (исследование состояния, история и перспективы).
3.3 Ресурсы становления, развития, функционирования различных систем деятельности.
3.4 Программы и проекты развития.
3.5 Экспертная оценка программ и проектов.
3. Пленарное обсуждение сообщений с учетом взаимозависимост
4 Итоговые доклады групп по содержанию работы.
5 Рефлексия хода и результатов игры, отношение участников к необходимости ее продолжения.
Этапы решения проблемы |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
|
1 |
Самоопределение |
||||
2 |
Анализ ситуации |
||||
3 |
Работа по понятиям |
||||
4 |
Программы и проекты |
||||
5 |
Экспертиза, рефлексия |
ЛИТЕРАТУРА
Анисимов, А. С. Основы методологическог
Быченко, Ю. Г., Красильников, О. Ю. Деловые игры в школе бизнеса. – Саратов: СГУ, 2002.
Вазина, К. Я., Петров, Ю. Н., Белиловский, В. Д. Педагогический менеджмент. – М.: Педагогика, 1991.
Вудкок, М., Фрэнсис, Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя–пра
Геронимус, Ю. В. Игра, модель, экономика. – М.: «Знание», 2009.
Грейсон, Дж. К. мл., О’Делл, К. Американский менеджмент на пороге XXI века: пер. с англ./ Авт. предисл. Б. З. Мильнер. – М.: Экономика, 2001.