Московская епархия
Православная классическая гимназия
во имя прп. Варлаама Серпуховского»
Утвержден решением Священного Синода
Русской Православной Церкви
«27» июля 2011 г. Журнал № 76
г. Серпухов
Утвержден решением Священного Синода
Русской Православной Церкви
«27» июля 2011 г. Журнал № 76
СТАНДАРТ
ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Отдел религиозного образования и катехизации
Русской Православной Церкви
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Введение Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее Стандарт православного компонента общего образования) обусловлено особенностями перемен, происходящих в современном обществе, основной доминантой которых является сфера образования как важнейшее пространство осуществления целей, идеалов и ценностей его дальнейшего развития и духовного оздоровления. Обновление сферы образования предполагает переход от «знаниевого подхода» к «умению учиться» на основе качественного улучшения духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, его социализации и формирования универсальных учебных действий.
Русская Православная Церковь является хранительницей традиционных для государств ее канонического присутствия целей, идеалов и ценностей, поэтому сегодня особо возрастает ее значение в осуществлении национальных программ модернизации обществ, духовно ею окормляемых.
Стандарт православного компонента общего образования является нормативным документом, который, с одной стороны, определяет место православного образования в сфере среднего образования на основе существующего законодательства (все общеобразовательные учреждения Русской Православной Церкви выполняют ФГОС и действуют в рамках Закона «Об образовании»), с другой стороны, определяет степень участия Русской Православной Церкви, важнейшего общественного института как субъекта образовательного процесса, выполняющего социальный заказ православных верующих граждан государств, находящихся на ее канонической территории, в процессе духовно-нравственного обновления государственного образования. В современных условиях система религиозного образования не может существовать автономно, вне рамок законодательства в сфере образования, а государственная система образования нуждается в историческом, педагогическом, духовно-нравственном опыте Русской Православной Церкви для решения задач стратегического значения, обеспечивающих дальнейшее устойчивое развитие общества, сохранение национального единства российского государства, здорового нравственного и духовного пространства стран СНГ.
Стандарт православного компонента общего образования представляет концептуальные параметры восполнения духовно-нравственной составляющей общего среднего образования, православного обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях Русской Православной Церкви, иных образовательных организациях.
Стандарт православного компонента общего образования разработан на основе православного вероучения и христианской антропологии, с учетом педагогических целей и традиций, воспитательных идеалов и ценностей, существующих в странах, духовно окормляемых Русской Православной Церковью.
Основы систематического обучения на Руси были заложены со времен принятия христианства. Первая летописная книга «Повесть временных лет» свидетельствует, что первые училища в Киеве и Новгороде были созданы Крестителем Руси, cвятым равноапостольным князем Владимиром.
За более чем тысячелетний период православная педагогика накопила многоценный опыт в деле образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. В середине XVIII века, составляя регламент обучения и правила поведения воспитанников первых гимназий в России, М.В. Ломоносов фактически сформировал православный компонент гимназического обучения.
Научно-педагогические принципы нравственно-развивающего обучения в 60-е годы XIX века были сформулированы великим русским педагогом К.Д. Ушинским, полагавшим веру христианскую и русские православные культурно-исторические традиции залогом правильного воспитания школьников как свободных и ответственных граждан России.
В первые послереволюционные годы (1918-1920) православный компонент образования был изъят из системы общего образования Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви (январь 1918 г.).
Со знаменательного празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) началось возрождение общеобразовательной деятельности Русской Православной Церкви.
При православных приходах стали открываться первые воскресные школы. Новый Закон «Об образовании» 1992г. в Российской Федерации предоставил зарегистрированным религиозным организациям право на создание дошкольных и общеобразовательных учреждений, что положило начало их формирования при приходах, епархиях Русской Православной Церкви, православных братствах.
В национальном законодательстве стран СНГ в области образования и свободы вероисповедания также было закреплено право религиозных организаций на образовательную деятельность (Закон Украины «Об образовании» от 23.05.1991 г. № 1060-XII, Закон Украины «О свободе совести и религиозных объединениях» от 23.04.1991 г., Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.1991 г., № 1202-XII, Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» от 17.12.1992 г., Закон Республики Молдова «Об образовании» от 21.07.1995 г. № 547-XII, Закон Республики Молдова «О культах» от 24.03.1992 г. № 979-XII).
Важным основанием для рассмотрения вопроса о введении Стандарта православного компонента общего образования явились изменения в Законодательстве Российской Федерации, отраженные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (опубликовано в Бюллетене МО РФ, 2000 г., № 11). Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития. К стратегическим целям образования Доктрина относит «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности».
Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта призвано обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся. Это задачи первостепенной важности, которые предусмотрены в структуре основной образовательной программы: в концепции духовно-нравственного воспитания и примерной программе воспитания и социализации обучающихся, как дополнении к основному содержанию образования. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся должны быть интегрированы во все виды деятельности и формировать уклад школьной жизни.
Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 и Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года № ВП-П44-4632, и издание Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р о проведении мероприятий по апробации комплексно учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-2011 годах, стало одним из важных моментов в принятии решения о разработке и внедрении Стандарта православного компонента общего образования.
Участвуя в апробации комплексного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», Русская Православная Церковь содействует введению в систему общего образования Российской Федерации нового для современной российской школы учебного предмета «Основы православной культуры».
Разработка и апробация православного компонента общего образования как системы непрерывного православного образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях государств, находящихся на канонической территории Русской Православной Церкви, позволит целенаправленно и комплексно решать задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в интересах государства и общества.
Стандарт православного компонента общего образования призван удовлетворить запросы в сфере образования православных родителей (законных представителей детей), для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования.
Введение и реализация Стандарта православного компонента общего образования обеспечит:
Введение Стандарта православного компонента в начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование опирается на:
Функции Стандарта православного компонента общего образования:
правовая: обеспечение прав православных обучающихся, верующих родителей на религиозное образование и воспитание в соответствии с их собственными убеждениями в едином образовательном пространстве;
системообразующая: построение целостной системы непрерывного православного образования на принципах Христоцентричности, преемственности, единства, верности традиции;
контрольно-регулятивная: определение критериев и показателей результативности образовательного процесса в целях контроля и оценки эффективности деятельности православных образовательных организаций, качества и результатов православного образования, уровня подготовки выпускников;
педагогическая: создание возможности для формирования православной образовательной и воспитательной среды для правильного духовного и нравственного развития каждой личности.
Цели внедрения Стандарта православного компонента общего образования:
правовая – создание правового механизма встраивания религиозного (православного) компонента в структуру ФГОС в рамках существующего законодательства Российской Федерации, в национальные образовательные стандарты стран канонического присутствия Русской Православной Церкви;
социальная – обеспечение социального доверия граждан государств канонического присутствия Русской Православной Церкви к системе православного образования, обеспечение способности системы православного образования чутко реагировать на запросы православных верующих, желающих обучать и воспитывать своих детей на традициях Православия, снижение рисков социально-психологической напряженности между различными религиозными группами населения в сфере образования;
педагогическая – целенаправленное развитие духовно-нравственной сферы обучающихся, обеспечение высокого уровня православного образования, формирование у обучающихся целостного христианского мировоззрения, развитого религиозно-нравственного чувства, национального самосознания и гражданской ответственности.
Задачи Стандарта православного компонента общего образования:
Стандарт православного компонента общего образования вводится на основании принципа:
Реализация данного принципа возможна при следующих условиях:
Область применения Стандарта православного компонента общего образования:
педагогические коллективы православных общеобразовательных учреждений, иных общеобразовательных учреждений;
обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся православного вероисповедания или желающие приобщить своих детей к культурно-историческим традициям Православия;
Епархиальные Отделы религиозного образования и катехизации.
I. Общие положения
Православный компонент общего образования (для иных образовательных организаций, выбирающих его в качестве основы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания) – это учебные курсы, дисциплины, предметы, модули, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви, реализуемые в общеобразовательных учреждениях путем включения в основные образовательные программы общего образования.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на всех ступенях образования.
направлен на:
В соответствии с православным компонентом общего образования осуществляется:
Стандарт православного компонента общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника православного общеобразовательного учреждения:
II. Правовой аспект введения Стандарта православного компонента общего образования.
Приоритетное право верующих родителей на религиозно-нравственное образование и воспитание своих детей зафиксировано в целом ряде актов международного права. Изначально оно было закреплено Международной конвенцией «О борьбе с дискриминацией в области образования». Эта Конвенция была принята в Париже 14 декабря 1960 года; наша страна присоединилась к этой Конвенции в 1962 году[1].
5-я статья этой Конвенции гласит, что государства, являющиеся сторонниками настоящей Конвенции, должны гарантировать родителям и, в соответствующих случаях, законным опекунам возможность обеспечивать образование их детей в соответствии с их собственными религиозными и моральными убеждениями.
Впервые о духовно-нравственном воспитании как приоритете российской системы образовании Правительством Российской Федерации было заявлено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», принятой в 2001 году. В этом программном документе было отмечено следующее:
«Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры».[2]
Важным шагом на пути реализации этой Концепции стало принятие статьи 1 Федерального Закона № 309 (от 1 декабря 2007 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». В числе других изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены новые требования к воспитанию обучающихся в российской школе.
Пункт 6 статьи 9 («Образовательные программы») новой редакции Федерального Закона «Об образовании» гласит, что учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие учебные материалы призваны обеспечивать «духовно-нравственное развитие, воспитание» российских школьников, получающих начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование.
Пункт 2 статьи 14 («Общие требования к содержанию образования») в новой редакции Закона дополнен требованием, которое подчеркивает, что содержание образования должно быть ориентировано на «формирование духовно-нравственной личности».
Законом Российской Федерации «Об образовании» воспрещается формирование в государственном и муниципальном образовательном учреждении централизованной или местной религиозной организации, равно как воспрещается создание там организационных структур политических партий и движений. Однако светский характер государства не противоречит праву на получение религиозного образования, поэтому апробация и введение православного компонента образования не воспрещается.
Национальным законодательством Украины также предполагается в качестве целей образования сохранение национальных культурных традиций, духовное и нравственное развитие личности. В качестве принципов образования упоминается его светский характер и независимость школы от религиозных организаций (ст.9 Закона Украины «Об образовании» от 23 мая 1991г. № 1060-XII). Преподавание вероучительных дисциплин в общеобразовательных школах возможно при наличии письменного заявления родителей и без ущерба для реализации государственного образовательного стандарта.
Законодательство Республики Беларусь предусматривает, что учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных, государственных традиций белорусского народа (ст.1 Закона Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.1991г. № 1202-XII). В принятом в 2010 году Кодексе Республики Беларусь об образовании содержатся следующие положения:
«2. Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:
2.10. Обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия».
«4. Учреждения образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеурочное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь» (Кодекс Республики Беларусь об образовании, Раздел 1, глава 1, ст. 2, принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года, одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года.)
Закон Республики Молдова «Об образовании» № 547-XIII от 21.07.1995г. в ст.4 предусматривает, что духовно-нравственное воспитание в системе государственного начального образования является обязательным учебным предметом, а в системе среднего и высшего образования - факультативным. Кроме того, предусматривалась возможность морально-религиозного образования в государственных школах всех уровней (ст.43 Закона Республики Молдова «О культах» от 24.03.1992г. № 979-XII).
Таким образом, на сегодняшний день, национальное законодательство Украины, республики Беларусь и Молдовы содержит в себе предпосылки для реализации вероучительных дисциплин в общеобразовательных организациях, в том числе, включая государственные. Требования Стандарта обязательны для образовательных организаций, расположенных на территории данных государств, в части, не противоречащей национальному законодательству.
Адаптация стандарта к местным формам и особенностям его реализации осуществляется соответствующими централизованными религиозными организациями на местах.
III. Требования к результатам освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования.
Стандарт православного компонента общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших православный компонент основных образовательных программ общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
Личностные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования должны отражать:
1) укорененность в православной традиции, вере и любви к Богу и ближним как высших ценностях человеческой жизни;
2) устремленность личности к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе («теосис», «обожение» человека);
3) наличие нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
4) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;
5) наличие исторической памяти, чувства тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
6) благоговейное отношение к святыням Русской Православной Церкви;
7) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и гражданского достоинства;
8) ответственность и прилежание в учебе;
9) любовь к ближним через социальное служение и жертвенность;
10) наличие и практическая реализация навыков совместного творчества и соработничества;
11) наличие навыков неприятия зла, различения греха (непослушания, обидчивости, зависти, лени и др.) и противостояния искушениям «века сего»;
12) наличие эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира, красоту и внутренний смысл православного Богослужения;
13) наличие бережного отношения к здоровью как дару Божиему;
14) наличие бережного отношения к природе и всему живому.
Метапредметные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования должны отражать:
1) овладение базовыми понятиями православного вероучения, выстраивающими правильное понимание отношений знания и веры, науки и религии;
2) формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия;
3) совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности, опыт духовной жизни, которые развивают такие качества ума, как память, понимание, умение сосредотачиваться, удерживать внимание, осмысленно слышать и слушать, рассуждать, отделять главное от второстепенного и др.;
4) сформированность нравственного отношения к знанию: знания не ради собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения Богу и Отечеству;
5) умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;
6) овладение навыками смыслового чтения печатных текстов через бережное отношение к слову, помня наставления древнего книжника «Велика ведь бывает польза от учения книжного: книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это – реки, напаяющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся, они - узда воздержания».
Предметные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования с учетом содержания предметов должны отражать:
В ходе изучения курса «Основы Православной веры» (Закон Божий):
1) понимание, систематизацию православных представлений о мире как творении Божием, о человеке, созданном по образу и подобию Божию;
2) усвоение основ вероучения по православному Катехизису (Символ веры, Заповеди Божии и Заповеди Блаженств) и основ христианской нравственности (основы нравственного богословия);
3) знание (умение объяснять, определять, пересказывать) Священного Предания и основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы Домостроительства спасения человеческого рода; понимание Боговоплощения, Крестной Жертвы и Воскресения Христова;
4) знание основных вех Общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте Отечественной истории;
5) знание основ литургической жизни Русской Православной Церкви, основных православных праздников и особенностей их празднования, Таинств Церкви;
6) овладение основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме, протестантизме);
7) знание основ духовной безопасности (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, умение противостоять деятельности тоталитарных сект и движений).
В настоящее время данный предмет рекомендуется преподавать в широком историко-культурном контексте, поэтому необходимо учитывать следующие результаты освоения:
8) осознание исторической роли Русской Православной Церкви в формировании духовно-нравственного облика окормляемых ею народов, быта, традиций (образа жизни), культуры, социальных и политических институтов, особенностей государственного устройства, всех особенностей православной цивилизации;
9) понимание религиозно-философских оснований православной культуры;
10) знание особенностей православной культуры, ее видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.).
В ходе изучения курса «Церковнославянский язык»:
1) формирование представления о церковнославянском языке как о культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского Православия;
2) овладение традициями церковнославянского языка: графическими, лексическими, грамматическими и другими с целью понимания Богослужения и осознанного в нем участия;
В ходе изучения курса «Церковное пение»:
1) наличие представления о значении церковного пения в духовно-нравственном становлении и развитии человека;
2) овладение основами культуры церковного пения: осьмогласием, видами распевов, жанрами церковного пения (тропарь, кондак, стихиры, ирмосы, акафисты, основные песнопения Божественной Литургии);
3) осознанное участие в церковном Богослужении;
4) наличие навыков клиросного пения.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися православного компонента основных образовательных программ общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов.
Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви организует общую проверку уровня и качества подготовки обучающихся, итоговую успеваемость («срезы знаний») по всем учебным предметам православного компонента общего образования, используя разные формы внешнего контроля: мониторинги образовательных достижений обучающихся (общешкольные контрольные работы), интеллектуальные олимпиады, результаты Общероссийской олимпиады по «Основам православной культуры», конкурсы научных и исследовательских работ, в том числе по православному краеведению, и другие.
Промежуточный (текущий) контроль знаний обучающихся по всем учебным предметам православного компонента общего образования и их аттестация по итогам учебного периода (четверти, триместра, полугодия), учебного года самостоятельно осуществляется образовательным учреждением в соответствии с требованиями его устава и соответствующих локальных нормативных актов.
Приоритетную роль в оценке промежуточных результатов образования по всем предметам православного компонента общего образования должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие обучающихся в самостоятельной творческой, познавательной, проектной деятельности: различные конкурсы, внутришкольные олимпиады, научно-практические конференции, различные выступления, участие в общешкольных, городских и районных мероприятиях, делах социального и миссионерского служения.
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
Итоговая оценка освоения православного компонента общего образования проводится образовательным учреждением при участии Епархиального отдела религиозного образования и катехизации и направлена на выявление достижений в освоении обучающимися православного компонента основных образовательных программ общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся при освоении программ православного компонента общего образования, подлежащим анализу и качественной оценке (не выражающейся в отметке или письменной характеристике) относятся ценностные ориентации обучающихся.
IV. Требования к структуре православного компонента основных образовательных программ общего образования.
Православный компонент основных образовательных программ общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на определенной ступени образования (начальной, основной, средней (полной)) и направлен на православное духовно-нравственное, социальное и личностное развитие обучающихся, что в рамках учебного заведения призвано содействовать формированию соответствующей воспитательно-образовательной среды, православного уклада образовательного учреждения, способствующего решению задач православного образования и воспитания.
Православный компонент основных образовательных программ общего образования содержит обязательную (инвариативную) часть и рекомендуемую (вариативную) часть. Православный компонент основных образовательных программ общего образования, как правило, должен быть включен в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, и при необходимости также в систему дополнительного образования детей.
Православный компонент предусматривает интеграцию в следующие разделы основной образовательной программы:
В разделе «Пояснительная записка» раскрываются:
В разделе «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» должно быть отражено единство деятельности Церкви, семьи и школы в совместной педагогической работе по воспитанию обучающихся.
В основу программы должны быть положены основные принципы (Христоцентричность, верность православной традиции, преемственность, непрерывность, целостность) и задачи православной педагогики, понимание процесса воспитания в свете христианской антропологии, базовые национальные (этнокультурные) ценности обществ, большинство членов которых принадлежат к традиции русского Православия, национальный идеал православной традиции (по отношению к Российской Федерации - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).
Программа должна обеспечивать:
Программа должна учитывать три обязательных элемента культурно-образовательного пространства, связанных между собой иерархическими отношениями:
Программа должна быть ориентирована на становление личности обучающегося в соответствии с современным национальным воспитательным идеалом – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях своего народа, руководствующийся в своей жизни христианскими ценностями.
Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания.
В разделе «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы» православный компонент общего образования должен:
Содержание планируемых результатов освоения православного компонента общего образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.
При оценке деятельности православных образовательных учреждений должны учитываться планируемые результаты освоения обучающимися православного компонента основных образовательных программ.
В разделе « Учебный план общеобразовательного учреждения»:
Обязательная (инвариативная) часть православного компонента общего образования, как правило, должна быть включена в часть, формируемую участниками образовательного процесса (компонент образовательного учреждения), в качестве учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов, или учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.
Обязательные учебные предметы православного компонента общего образования и основные цели их реализации, а также дополнительные обязательные учебные предметы для православных гимназий приведены в таблице:
Учебный предмет |
Основные цели реализации содержания |
---|---|
Основы православной веры |
Сформировать целостную картину мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия через представления о Боге и сотворенном Им мире, вере и человеке, созданном по образу и подобию Божию. Раскрыть значение Евангелия как основы жизни человека, Христоцентричность человеческой истории. Помочь учащимся осознать себя чадами Церкви Христовой и утвердить в основах духовной жизни. Осознать смысл жизни как путь ко спасению, к Богу. Сформировать представление о Церкви как соборном единстве, в котором раскрывается соборная природа восстановленного человеческого естества. Раскрыть значение Православия в становлении и развитии духовно-нравственного облика народов, духовно окормляемых Русской Православной Церковью, их культуры, быта, традиций, образа жизни; православной цивилизации как исторического феномена. Научить воспринимать и понимать красоту и величие духовных и нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в христианском наследии отечественной и мировой культуры. Освоить знания об истоках, видах и школах православной культуры (церковного искусства). Развить художественный вкус, приобщить к шедеврам христианского мира. |
Церковносла-вянский язык |
Сформировать представление о церковнославянском языке как величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов. Раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви. Овладеть традициями церковнославянского языка для развития навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви. |
Церковное пение |
Раскрыть значение церковного пения в духовно-нравственном развитии и воспитании личности. Овладеть традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с практикой клиросного пения в православном храме. Развить вокально-хоровые навыки, музыкальный слух и певческий голос. Знать основные песнопения церковного богослужения (Божественной Литургии). |
Греческий язык* |
Дать представление о языке первой европейской культуры, в рамках которой было осуществлено «евангельское приуготовление» и подготовлены возможности для освоения, развития и вселенского распространения нового христианского учения; о языке православного богословия до середины XV века. Раскрыть связь церковнославянского языка с языком греческого богослужения и богословия. Приобщить к истокам христианской письменности, к основам европейской науки, литературы и культуры. |
Латинский язык* |
Дать представление о греко-латинской цивилизации как основе культуры современной Европы; о связи русского и латинского языков. |
Логика* |
Сформировать представление о логике как науке, инструментарии для освоения других областей знаний, раскрыть ее уникальное значение для формирования духовно-нравственной культуры человека. Дать знания о формах мышления (понятии, суждении, умозаключении); законах (принципах) мышления. Сформировать практические навыки аргументации, доказательства и опровержения. Раскрыть связь логики с эристикой (искусством спора) и риторикой. |
* - для православных гимназий
Рекомендуемые образовательные модули, представляющие вариативную часть православного компонента общего образования, являются средством углубления, как обязательных предметов православного компонента общего образования, так и родственных предметов обязательной (инвариативной) части учебного плана федеральных государственных образовательных стандартов для Российской Федерации, национальных образовательных стандартов стран канонического присутствия Русской Православной Церкви (основ духовно-нравственной культуры народов России (аналогичных предметов национальных образовательных стандартов), литературы, истории, русского языка, родного языка, музыки, искусства, мировой художественной культуры, предметов естественнонаучного цикла и др.). В перечень рекомендуемых образовательных модулей входят: Церковная история, История Русской Православной Церкви, Агиология, Православное богослужение, История церковного искусства, Сравнительное богословие, Нравственное богословие, Основное богословие (для обязательных предметов православного компонента общего образования); Православие и литература, Русская Православная Церковь в истории Отечества, Человек в литературе Древней Руси, История русского литературного языка, История славянских языков, Библейские сюжеты в шедеврах мирового искусства и др. (для основных предметов ФГОС, национальных образовательных стандартов). Для гимназий наличие образовательных модулей в предметных образовательных программах обязательно.
Внеурочная деятельность в православном образовательном учреждении может осуществляться, например, в таких формах, как деятельность различных детских творческих объединений (кружков, секции, студий), проведение круглых столов, конференций, олимпиад, поисковых и научных исследований (православное краеведение), посещение храмов, участие в Богослужении, церковных праздниках, в формах социального и миссионерского служения (помощь обездоленным, нуждающимся, сиротам, связь с социальными учреждениями), в паломнических поездках, общественно полезных практиках (посильной помощи в восстановлении храмов, монастырей, святынь Русской Православной Церкви), участии в православных молодежных движениях и сообществах.
При организации внеурочной деятельности обучающихся православным образовательным учреждением используются возможности учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и досуга, спортивных и др. Большое значение в духовно-нравственном воспитании детей играют летние православные лагеря.
В разделе «Содержание учебных предметов, курсов» определяется основное содержание обязательных учебных предметов, курсов и рекомендуемых образовательных модулей православного компонента общего образования.
Основное содержание учебных предметов, курсов и рекомендуемых учебных модулей является основой для разработки образовательным учреждением рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, модулям, которые должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения православного компонента общего образования.
Рабочие программы должны включать:
В разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» православный компонент общего образования должен:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения православного компонента основных образовательных программ должна включать требования к структуре и содержанию:
V. Требования к условиям реализации православного компонента основных образовательных программ общего образования.
Требования к условиям реализации православного компонента основных образовательных программ общего образования включает кадровые и материально-технические параметры.
Общим результатом реализации указанных требований должно быть создание оптимальной воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей:
В целях обеспечения реализации православного компонента общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
Требования к кадровым условиям реализации православного компонента общего образования включают:
к личности учителя:
Православное образовательное учреждение должно взаимодействовать с государственными (муниципальными) органами управления образованием, другими образовательными учреждениями с целью восполнения недостающих кадров соответствующей квалификации, вести постоянную методическую работу через методические объединения православных педагогов, методические объединения по предметам, использовать лучший опыт и достижения.
Материально-технические условия реализации православного компонента общего образования должны обеспечивать:
1) возможность достижения обучающимися результатов освоения общеобразовательных предметов и православного компонента основных образовательных программ общего образования;
2) соблюдение основных требований законодательства к санитарно-гигиеническим нормам, санитарно-бытовым условиям, требований охраны труда и т.д.
Православное образовательное учреждение должно обеспечивать оснащение образовательного процесса необходимым оборудованием, техническими средствами (компьютер, аудио-, видео сопровождение), расходными материалами, иметь выход в Интернет.
Информационно-образовательная среда православного образовательного учреждения.
Информационно-образовательная среда в православном образовательном учреждении должна создаваться на принципах духовной и иной безопасности.
Учебно-методическое и информационное обеспечение православного компонента общего образования направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией православного компонента общего образования.
Православное образовательное учреждение должно быть обеспечено учебными и учебно-методическими пособиями, имеющими гриф Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, по обязательным учебным предметам и рекомендуемым образовательным модулям, курсам православного компонента общего образования, литературой духовно-нравственного содержания.
Православное образовательное учреждение должно быть в достаточной степени укомплектовано книгами вероучительного содержания, книгами Священного Писания, святоотеческой литературой, литературой по православной педагогике, научно-популярной и детской православной художественной литературой, словарями и справочниками, Библейскими атласами, исторической православной литературой, справочно-библиографической и иной литературой в печатном и электронном виде. Православное образовательное учреждение должно иметь медиатеку.
VI. Порядок реализации Стандарта православного компонента общего образования.
Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви разрабатывает основные документы, обеспечивающие реализацию православного компонента общего образования:
Образовательное учреждение разрабатывает на основании этих документов основную образовательную программу образовательного учреждения, которая принимается на заседании педагогического совета или совета общеобразовательного учреждения и утверждается руководителем образовательного учреждения после согласования с Епархиальным Отделом религиозного образования и катехизации.
Образовательное учреждение при участии специалистов Епархиального Отдела религиозного образования и катехизации проводит промежуточную и итоговую аттестацию выпускников, организует участие обучаемых в школьных, муниципальных, региональных, общероссийских конкурсах по «Основам православной культуры», православному краеведению и другим предметам; миссионерскую и социальную деятельность, работу с семьей и родителями обучающихся.
VII. Контроль над выполнением Стандарта православного компонента общего образования.
Контроль над выполнением Стандарта православного компонента общего образования возлагается правящими архиереями епархий на Епархиальные Отделы религиозного образования и катехизации при общей координации Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
[1] Текст Конвенции был опубликован в «Ведомостях Верховного Совета СССР», 1962, № 44.
[2] «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Утверждена 29.12.2001 года.– М.: ЦГЛ, АПК и ПРО. 2004 с. 10.