Здоровье

Программа «Здоровье и Развитие»

Православной Классической Гимназии

2010 – 2015г.

      Объективные изменения в характере труда и жизнедеятельности людей повышают уровень требований и личной ответственности каждого человека к сохранению своего здоровья, выработке привычек здорового образа жизни, обеспечивающих необходимый уровень жизнедеятельности в реальной окружающей среде и здоровое долголетие.

Здоровый образ жизни - это система внутренней культуры привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определенного уровня здоровья. Что такое здоровье?

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье - это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».   

Существуют и другие определения здоровья. Но все определения содержат постоянные критерии, по которым оценивается здоровье:

  • отсутствие болезни;
  • нормальная работа организма;
  • нормальное функционирование организма в системе «человек -
    окружающая среда (природа)»;
  • полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
  • способность к полноценному выполнению основных социальных
    функций.

Здоровье каждого человека является не только личным делом, но и важнейшей общественной ценностью, поэтому правильное, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих нас людей есть общественный долг.

Одним из основных требований здорового образа жизни является формирование привычек, обеспечивающих высокий уровень здоровья на раннем этапе развития человека: от того, насколько успешно удается, закрепить их в сознании, зависит реальный образ жизни в последующем. Основным условием здорового образа жизни является личная заинтересованность человека.

Первым шагом на этом этапе пути становится выбор жизненных установок, определения цели в жизни, потом - выбор путей, с помощью которых можно реализовать свои замыслы (спортивные секции, утренняя зарядка, рациональное питание и. т.д). Главное помнить - ничего в жизни не дается даром.

Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней. Итак, наше личное здоровье во многом зависит от нас и нашего поведения.

Главными составляющими здоровье человека являются его духовное и физическое состояние. Социальная составляющая отражает социальные связи и межличностные контакты и является неотъемлемой частью духовного здоровья человека.

Духовное и физическое здоровье должны постоянно находиться в гармоническом единстве, ибо это неотъемлемые части индивидуального здоровья человека. Обе эти стороны так тесно переплетены, что невозможно разделить их.

Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья.

Выделены четыре фактора, определяющих значимость состояния индивидуального здоровья:

  • биологические факторы (наследственность) - 20 %;
  • окружающая среда (природная, техногенная, социальная), экология - 20 %;
  • индивидуальный образ жизни, привычки и поведение человека,
    микросоциальная среда (семья, коллектив) - 50 %;
  • служба здоровья - 10 %.

Кроме того, на здоровый образ жизни человека оказывают влияние факторы риска:

1.Факторы риска естественной природной среды:

  • солнечная активность;
  • возмущение магнитно - и ионосферы Земли – возрастание напряженности     электромагнитного поля Земли;
  • изменения метеорологических условий - колебания атмосферного
    давления, температуры, влажности воздуха.
  1. Факторы риска антропогенной (т.е. созданной человеком), техногенной
    среды, нарушение экологического равновесия.
  2. Факторы риска, связанные с урбанизацией (ростом городов, городского
    населения):
  • изменение микроклимата;
  • загрязненность естественной среды городов;
  • возрастание миграционной активности населения;
  • возрастание темпа и напряженности жизни, приводящие к стрессовым
    состояниям;
  • воздействие «Психологической» загрязненности телерадио эфира («тяжелый рок», показ агрессивных кинотелефильмов), секты.

4. Факторы риска, связанные с производственной сферой:

  • шум;
  • вибрация;
  • нарушение температурного режима;
  • радиация;
  • вредные химические вещества;
  • нервно-эмоциональное напряжение;
  • монотонный ритм работы, ритм ночной работы.

5.            Факторы риска микро социальной (бытовой) среды:

  • низкий уровень денежных доходов;
  • неустроенный быт (плохие коммунально-бытовые условия, отсутствие  удобств, отсутствие отдельных квартир);
  • социальная агрессия (низкий уровень общей культуры, культуры обслуживания в торговле, транспорте, на бытовых предприятиях, отсутствие взаимопонимания в коллективе).

6.            Генетические факторы риска:

  • наследственная предрасположенность к различным заболеваниям.

7.            Факторы риска, зависящие от образа жизни:

  • табакокурение;
  • употребление алкоголя;
  • наркомания;
  • нерациональное питание (недоедание, переедание, погрешности модных диет, несбалансированное питание, т.е. избыток жиров, холестерина, дефицит витаминов и микроэлементов);
  • малоподвижный образ жизни;
  • злоупотребление медикаментами, самолечение;
  • нервно-эмоциональные срывы без видимых причин, так называемая «буря в стакане воды», некоммуникабельность;
  • монотонная, однообразная жизнь, отсутствие интересов;
  • неправильный режим труда и отдыха (неправильный сон, дефицит сна по продолжительности);
  • одиночество;
  • сексуальная неграмотность, неправильное поведение с лицами
    противоположного пола;
  • неискренние, агрессивные, неправильные отношения с близкими людьми (друзьями, родителями, родственниками, учителями).

В последнее десятилетие в состоянии здоровья детей сформировались устойчивые негативные тенденции - увеличение распространенности факторов риска, формирование нарушений здоровья и развития, рост заболеваемости и инвалидности.

Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 года констатируют снижение доли здоровых детей (с 45, 5 % до 33, 9 %) с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.

Сложившаяся ситуация ухудшения здоровья детей и подростков, активизировала деятельность педагогического коллектива гимназии, направленную на поиск новых методов, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости и сохранения здоровья учащихся. С этой целью в 2003 году в Православной гимназии была принята Программа «Здоровье и развитие», которая на наш взгляд, имеет единый комплексный подход к решению проблемы сохранения здоровья обучаемых, она основывается на научно обоснованном оздоровительно — образовательном процессе с учетом психофизиологических, типологических, половых, возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки.  

Программа «Здоровье» предусматривает:

  1. Профилактические медицинские осмотры.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенического режима.
  3. Иммунизацию.
  4. Систему рационального питания.
  5. Динамические паузы на воздухе.
  6. Классные часы на тему «Здоровый образ жизни».
  7. Уроки физического воспитания, ОБЖ и биологии.
  8. Внеклассная работа по физическому воспитанию.
  9. Физминутки на уроках.
  10. Спортивные часы.

11.Занятия в студии и  кружках.

В Программе в качестве основной выдвигается задача формирования и закрепления у детей и подростков, в период их обучения в школе, целесообразных для их возраста, гигиенических навыков и привычек, осознанное отношение к своему здоровью, личной и общественной безопасности.

Как показывает анализ, более чем у половины учащихся гимназии  не закреплены целесообразные для из возраста элементарные гигиенические навыки: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены.

Профилактические медицинские осмотры. В соответствии с ст. 14 ФЗ от 17.07.1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» и на основании приказа Минздрава и Минобразования РФ от 30.06.1992 года № 186/272 в Православной гимназии ежегодно с учащимися проводятся профилактические медицинские осмотры:

  • перед поступлением в дошкольное учреждение,
  • за год до поступления в школу, перед поступлением в школу,
  • в конце первого года обучения,
  • при переходе к предметному обучению,
  • в период пубертатный (14 - 15 лет),
  • перед окончанием школы - 10-11 классы (16-17 лет).

Доврачебный этап (скрининг и лабораторные обследования) осуществляет медицинская сестра Кальченко Татьяна Андреевна.

Специализированный этап проводит узкий круг врачей - специалистов (Санитарные правила СП 2.4.2.782-99 ст. 2.10.1 - 2.10.7).

Соблюдение санитарно-гигиенического режима осуществляется на основании Приказа Министерства здравоохранения 06.08.99 года №309, устанавливающего «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений» (Санитарные правила СП 2.4.2.782-99 статьи 2.9.1.-2.9.20; 2.11.1.-2.12.4).

Иммунизация   Медицинская помощь детям и подросткам в нашей школе состоит из систематического наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием школьников,  активного выявления у них начальных форм заболеваний или патологических состояний; проведения профилактических и лечебных мероприятий по оздоровлению детей и подростков-школьников, взятых на диспансерный учет.

Строго согласно плану в школе проводится иммунизация учащихся. (Таблица №1).

Учащиеся регулярно осматриваются участковым педиатром и стоматологом, а осмотр узкими специалистами затруднен из за нехватки кадров и отдаленности от детской городской поликлиники. Учащиеся раз в квартал осматриваются на педикулез, часто болеющие находятся под постоянным контролем. Раз в год учащиеся начальных классов обследуются на энтеробиоз.

В гимназии осуществляется контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима, а также своевременного прохождения персоналом школы обязательных медицинских профилактических осмотров. На всех сотрудников гимназии оформлены медицинские книжки. Зимой каждого года все сотрудники школы проходят флюорографическое обследование.

Таблица № 1 Национальный календарь проф. Прививок

Приказ Минздрава РФ от 27 июня 2001 года № 229 «О национальном календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям»

 

Возраст

Наименование прививки

12мес.

Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита

18 мес.

Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

20мес.

Вторая ревакцинация против полиомиелита

6 лет

Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита

7 лет

Ревакцинация против туберкулеза

13 лет

Вакцинация против краснухи (девочки)

14 лет

Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка.
Ревакцинация против туберкулеза.
Третья ревакцинация против полиомиелита.

Взрослые

Ревакцинация против дифтерии, столбняка – каждые 10 лет от момента последней ревакцинации

 

Проводится контроль за санитарным состоянием гимназии, температурным режимом, качеством уборки помещений и санузлов, использованием дез. средств техслужащими гимназии.

Начиная с третьей четверти в рамках программы ОБЖ, проводятся занятия по медицинской подготовке с учащимися 5 классов. Ежедневно в гимназии в течение всего учебного года осуществляется контроль за работой школьной столовой и ведется соответствующая документация. Ежедневно оставляется суточная проба на всю продукцию, изготавливаемую на пищеблоке. В течение учебного года столовая работает безупречно, блюда готовятся только из свежих продуктов, имеющих сертификат годности. Повторение одинаковых блюд на следующий день не допускается. Гимназия в полном объеме обеспечена медикаментами для оказания первой медицинской помощи. Полностью укомплектованы аптечки в учебных кабинетах.

Анализируя данные состояния здоровья учащихся мы видим, что на первом месте по заболеваемости ОРЗ и грипп. (Таблица №2).

Таблица № 2

 

Наименование
заболеваний

Кол-во случаев
за 2008-2009
уч. год

Кол-во случаев
за 2009-2010
уч. год

Кол-во случаев
за 2010-2011
уч. год

Кол-во случаев
за 2011-2012
уч. год

Кол-во уч-ся

74

80

87

90

1. ОРЗ, грипп

58

57

51

89

2. Ангина

1

-

2

2

3. Бронхиты, трахеиты

4

5

4

7

4. Детские инфекции

1

2

-

2

5.Кишечные инфекции

-

1

-

2

6.Сердечно-сосудистые

заболевания

1

2

1

2

7.Травмы и ушибы

2

1

4

5

8.Прочие

2

6

3

3

 

     Особое внимание следует уделить заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Среди учащихся увеличилась обращаемость по поводу вегето-сосудистой дистонии, которая в дальнейшем не редко переходит в гипертоническую болезнь. Поэтому необходимо заниматься профилактикой и данной патологии. Профилактика заболевания гораздо эффективнее и дешевле его последующего лечения.

Совместные и хорошо скоординированные действия медицинских работников, педагогов образовательного учреждения и родителей могут значительно улучшить показатели здоровья подрастающего поколения.

Система рационального питания осуществляется согласно «Гигиенических требований к условиям и режиму обучения школьников (СП.2.4.2.782-09 статьи 2.3.26-2.3.27, 2.12-2.12.5) Так система рационального питания предусматривает:

  • ежедневное 3-х разовое питание всех детей;
  • витаминный стол;
  • диетическое питание по рекомендациям врача;
  • витаминизация третьих блюд.

               Динамические паузы на воздухе, физминутки на уроках.

Особое значение для ослабленных подростков, да и не только для них, но и для всех учащихся имеет двигательная активность. Ее увеличение в период учебных занятий положительно сказывается на функциональном состоянии центральной нервной и сердечно сосудистой систем. Для этого помимо уроков физкультуры используются различные формы физического воспитания:

-  динамические паузы на воздухе;

-  физминутки на уроках;

- игры и физические упражнения на переменах и в режиме продленного
дня.

    Все это полезное и нужное занятие. Так, динамические паузы на воздухе проводятся с учащимися 1 - 4 классов ГПД с 13.00 до 14.30, а с учащимися 1 класса с 10.20 до 11.00 (учитель нач.кл.).

     Физминутки, в том числе упражнения для глаз, проводятся в основном на третьем уроке, а также по мере необходимости преподавателями в течение 3-4 минут.

     Десятиминутная гимнастика под музыку проводится на перемене после третьего урока. Она способствует более быстрому установлению динамического равновесия между возбудительным и тормозным процессами, происходящими в нервных клеткам коры головного мозга. Все это укорачивает время включения организма в работу, снимает признаки утомления.

Уроки физического воспитания, ОБЖ.

Существующие программы гигиенического обучения и воспитания на уроках  ОБЖ и физической культуре могут обеспечить только экстенсивный этап обучения т.е. сообщение знаний, но не интенсивный - закрепление этих знаний и их реализацию в своем поведении.

Так, в программе курса ОБЖ (раздел 2) с учащимися с 3-9 классов на занятиях по медицинской подготовке изучается тема: «Основы медицинских знаний, здорового образа жизни и правила оказания первой медицинской помощи».

На этих занятиях учащиеся знакомятся с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни. Изучают определения физического, духовного здоровья. Изучают правила личной гигиены, понятия о привычках здорового образа жизни, влияния вредных привычек на здоровье человека, пути закаливания и профилактику простудных заболеваний.

Основы здоровья закладываются в детстве, поэтому любые отклонения в  развитии организма в детском, подростковом и юношеском возрасте сказываются на состоянии здоровья взрослого человека.

Занятия в студии и кружке хореографии позволяют учащимся нормализировать свои отношения с природой, окружающей средой, с искусством. Дают возможность включить моторную память при изучении анатомии и физиологии человека. Помогают детям узнать свой организм и получить полезные рекомендации, как поддерживать его в надлежащем порядке.

Занятия экологического кружка. Основы экологии учащиеся начинают познавать в 1 классе на кружке, а далее посещать эклективные курсы «Экология России».

Зачем нам нужно изучать экологию?   Чтобы жить в гармонии с природой, пользоваться ее богатствами и не причинять ей вреда. Для этого необходимо знать причины и следствия, которые выводят человека из гармоничного существования на Земле. Необходимо знать те пути, которые приведут к сохранению Природы и полноценной и безопасной жизни человека. Учащиеся на занятиях по экологии узнают о причинах и следствиях загрязнения атмосферы, поверхностных и подземных вод, радиоактивном загрязнении, о неправильном ведении сельского хозяйства, уничтожения лесов.

Учащиеся проводят исследовательские работы по экологии своей местности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры. Ее слагаемые - крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры. Преподавание уроков физической культуры в начальной школе за три предыдущих года проводят учителя начальных классов сами.

Преподаватель, решая задачи физического воспитания, ориентирует свою деятельность на формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитании моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретения опыта общения. Руководящим документом для проведения и планирования занятий по физической культуре являлась Программы образовательных учебных заведений «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей, рекомендованных Министерством образования РФ. (1993 год)

Внеклассная работа по физическому воспитанию проводится в режиме учебного дня.

За истекшие 3 года обучения учащиеся приняли активное участие в различных спортивных соревнованиях:

- в сентябре  - по легкой атлетике;

                        - футболу;

                        - спортивное ориентирование и в соревнованиях «Рюкзачок»;

- в мае            - по легкой атлетике;

                        - в легкоатлетическом кроссе;

- в июне          - в турслете.

План спортивно-массовой работы в Православной гимназии

 

сентябрь

Неделя «Бегуна», многоборье «Старты надежд»

1 - 9 кл.

октябрь

Личное первенство  по многоборью

5 - 9 кл.

ноябрь

«Веселые старты»

1 - 4 кл.

декабрь

Первенство гимназии по волейболу

5 - 9 кл.

Личное первенство по шахматам

5- 9 кл.

январь

Первенство гимназии по лыжам

1 - 9кл.

февраль

Соревнования по лыжам между классами

«Весёлые старты»

 

«

1 - 9 кл.

 

март

Первенство по волейболу

5 - 9 кл.

 

апрель

Весенний кросс

1 - 9 кл.

 

май

Многоборье «Старты надежд»

1 - 9 кл.

 

         
 

     В гимназии большое внимание уделяется физической подготовке всех детей. Регулярные занятия физической подготовкой позволяют овладеть двигательными навыками, развить физические качества, закалить характер.

Спортивный час Его оздоровительное значение резко возрастает при проведении в бору на открытом воздухе в часы около полудня, когда световой и ультрафиолетовый климат благоприятный.

Постоянное пребывание в закрытых помещениях или в сумерки на открытом воздухе приводит организм детей и подростков к световому и ультрафиолетовому голоданию. Поэтому спортивный час в нашей гимназии проводится с 13.00 до 14:30 под руководством воспитателей ГПД.  Для эффективного проведения спортивного часа используются спортивные площадки, спортивные снаряды, игровые площадки, расположенные на территории гимназии и прогулки в бору. Многолетняя практика комплексного использования различных форм физического воспитания в режиме дня учащихся показали, что полезны и домашние задания по физической культуре.

Регулярно, один раз в месяц,  проводятся в гимназии и специальные дни здоровья. В эти дни в течение 4-5 часов мы находимся на воздухе, в бору, где проводим подвижные игры, соревнования, эстафеты, по отдельному плану.

На классных часах один раз в  четверть проводятся беседы по вопросам здорового образа жизни.

Сложившаяся в нашей гимназии система организации образовательного процесса, сберегающая здоровье учащихся, обеспечивается ежедневными усилиями всего педагогического коллектива. В этой кропотливой работе каждый работник гимназии выполняет строго определенные функции.  

Матушка и Ректор гимназии  осуществляют общую координацию взаимодействий всех субъектов образовательного процесса, планирует, организует и контролирует эту работу, вовлекая в нее педагогов, учащихся и их родителей.

Проректоры по УР и ВР  регулируют предельную дневную и недельную нагрузку для учащихся, следит за организацией и проведением динамических пауз.

Учителя и классные руководители внедряют программу сохранения и укрепления здоровья учащихся своего класса, как в целом для всей группы, так и индивидуально. Следят за количеством зачетов, контрольных работ в неделю, за объемом домашних заданий. Зная психофизическое состояние ученика и эмоциональный фон в семье,   предупреждают возможное негативное влияние учебного процесса. Следят за выполнением двигательного режима. Решают вопросы проведения динамических пауз и физкультминуток в своем классе, на своем уроке. А еще являются пропагандистами здорового образа жизни, примером для подражания.

Учитель физического воспитания естественно будет играть особо важную роль в укреплении здоровья учеников, но пока в штатах нет такой должности.    

Медицинский работник, курирующий гимназию,  проводит плановые обследования учащихся, собирает и обрабатывает данные медосмотра для дальнейшего их обобщения, отслеживает состояние здоровья учащихся, консультирует детей, родителей и педагогов, а при необходимости оказывает медицинскую помощь на месте. Скоординированные усилия взрослых, направленные на сохранения и развития здоровья учащихся дают свои результаты. Данные пятилетних наблюдений свидетельствуют о положительной динамике состояния здоровья детей в нашей Гимназии.

 

Программа принята на заседании педсовета           Протокол № 1 от 30.08.2010г.

  • Контакты
  • 142210, Московская область, г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40, строение 12
  • Е-mail:  rlalih@yandex.ru
  • Канцелярия: (4967) 759081 (секретарь Назарова Надежда Михайловна)