Без Бога нация — толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, — жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Иеромонах Роман, 1990 г.
Подведение итогов работы проекта в сфере культуры
«Князь Владимир – креститель Руси»
при поддержке Министерства культуры Московской области на базе НОУ «Православная классическая гимназия
во имя преподобного Варлаама Серпуховского»
Негосударственное образовательное учреждение «Православная классическая гимназия во имя преподобного Варлаама Серпуховского» вошло в состав тринадцати проектов некоммерческих организаций, которые получили субсидии на реализацию проектов в сфере культуры от Министерства культуры Московской области. Всего на эти цели из средств бюджета Московской области было выделено 10 миллионов рублей.
Заявки на конкурс по предоставлению субсидий принимались в областном Министерстве культуры до 11 августа.
500 тыс. рублей получил проект «Князь Владимир – Креститель Руси» Православной классической гимназии во имя преподобного Вараама Серпуховского.
Предоставленная субсидия была направлена на финансирование расходов, связанных с созданием, организацией и проведением проекта. Кроме того, расходы были связаны с проведением мероприятий, посвященных знаменательному событию в 2015 году «Тысячелетие преставления Святого равноапостольного князя Владимира». Для получения государственной поддержки поданная нами заявка прошла конкурсный отбор. В заявке мы указали цели и задачи проекта; описание проблемы, для решения которой он предназначен; целевую аудиторию; механизм и этапы реализации; ожидаемые результаты проекта (качественные и количественные).
Данный проект позволил включиться в активную работу большему числу педагогов гимназии, воспитывать духовную нравственность подрастающего поколения, гражданско-патриотические чувства, полюбить свою «малую» родину, с которой начинается и укореняется любовь к Родине «большой». Проект духовного и патриотического воспитания «Князь Владимир – Креститель Руси» ориентирован на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. А воспитание Гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».
Духовное воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Мы видим князя Владимира Святославича одним из ярких фигур русской истории. Тот факт, что князь Владимир стал героем не только памятников летописания и агиографии, но и центральным персонажем самого древнего и обширного цикла былин, свидетельствует о том, что большинство современников данного правителя воспринимало его как личность в своем роде уникальную. Владимир благочестивый и добродетельный князь, много сделавший для становления Древней Руси как сильного государства, с которым нужно считаться. Среди деяний князя нужно вспомнить и его военные походы, и активную внешнюю политику. За время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Князь Владимир стал символом государственного становления и градостроительства, умения собирать воедино силы страны. Духовно образованный в вере своей он принял единственно верное решение о крещении языческой Руси, заложив православный фундамент нашей будущей истории.
В реализации проекта принимали участие учащиеся негосударственного образовательного учреждения «Православная классическая гимназия во имя преподобного Варлаама Серпуховского», ученики других школ г.Серпухова и Санкт-Петербурга.
Исполнители проекта – администрация и педагогический коллектив Православной гимназии. Поддерживающая организация – религиозная организация «Введенский Владычний женский монастырь Московской епархии Русской Православной Церкви». Руководитель проекта – ректор гимназии – Людмила Александровна Эрлих.
Актуальность темы проекта обусловлена также общим состоянием культуры в России, отмеченным снижением духовных запросов общества. В настоящее время в России формируется гражданское общество, правовое государство, утвердилась рыночная экономика. Все это привело к изменению системы образования.
Формирование духовности, гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании.
Тема проекта была определена нами по нескольким причинам:
Таким образом, проект призван значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.
Данный материал может быть использован классными руководителями, педагогами-организаторами, руководителями историко-краеведческих кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений.
В рамках проекта прошли конкурсы творчества учащихся не только православной гимназии, но и детей других образовательных организаций города Серпухова, Подмосковья, Санкт-Петербурга.
Так, 28 ноября в Музейно-выставочном центре г.Серпухова открылась выставка рисунков «Благословенный выбор – Крещение Руси», которая продлилась до 31 ноября 2014г. Экспозиция представлена из сорока работ, выбранных из общего количества участников первого тура (125 рисунков). В своём творчестве ребята постарались отразить не только исторические моменты крещения Руси, но и передать Православный дух. В открытии выставки участвовал ансамбль «Горница» Православной гимназии.
В обращении к учащимся гимназии и гостям выставки игумения Введенского Владычнего женского монастыря Алексия отметила значимость в выборе веры князя Владимира для страны и народа. На выставке присутствовали гости: Никишина Людмила Вилоровна, член Правления Союза журналистов Подмосковья, пресс-секретарь контрольно-счетной Палаты города Серпухова, сотрудники музейно-выставочного центра, учащиеся из других школ города.
По результатам конкурса рисунков было награждено 14 учащихся грамотами за победу в конкурсе, все участники выставки получили сертификаты участника, сладкие подарки и памятные календари.
12 декабря прошел конкурс сочинений по князю Владимиру. Более 150 детей приняли в нём участие. Из них 8 учащихся были победителями, которые отмечены грамотами. Все дети, которые прислали на конкурс свои сочинения, за свой труд получили сладкие призы и памятные подарки. Тематика сочинений была разнообразной: «Воспитатели князя Владимира», «Князь Владимир и его роль в истории», «Владимир – Красное Солнышко», «Жизнь князя Владимира», «Крещение Руси», «Переворот в душе у князя Владимира», Князь Владимир – Солнце Руси», «Владимир креститель – Руси хранитель» и др. Победитель конкурса сочинений – Зотов Сергей «Князь Владимир», три вторых места получили Осняч Дарья «Владимир – Красное Солнышко» и Краева Даниэлла «Историческая справка по правлению князя Владимира на Руси», Минаева Алёна «Князь Владимир – креститель Руси», четыре третьих места – Агеев Михаил «Князь Владимир – креститель Руси», Макеев Тихон «Князь Владимир – креститель Руси», Ерофеев Алексей «Воспитатели князя Владимира», Цыганков Никита «Жизнь князя Владимира».
18 декабря был проведён конкурс проектов по теме фестиваля. Помимо Православной гимназии участвовали и дети из других школ города. Руководители проектов, конкурсанты и победители (10 человек) были награждены памятными и сладкими подарками, грамотами и дипломами. Интересны были и темы, выбранные для исследования. Например: «Образ князя Владимира в народном творчестве», «Образ князя Владимира в русских былинах», «Связь князя Владимира с Британией» и др.
В соответствии с Положением конкурс проходил по 3-м номинациям: «Исследовательская и проектная работа», «Историческая мастерская», «Творческая лаборатория». На конкурс было представлено более тридцати проектов учащихся. После первого отборочного тура для защиты проектов были приглашены победители первого тура (десять проектов и восемнадцать учащихся). В состав жюри вошли: старший научный сотрудник ГАУК МО «Серпуховский историко-художественный музей», археолог Павлихин Артём Владимирович, заместитель ректора по воспитательной и духовно-нравственной работе Суслова С.Л., руководитель школьного методического объединения учителей социально-гуманитарного цикла и учитель истории Пучкова Н.В. Конкурс провёл научный руководитель Школьного научного общества Дмитриев Д.В.
В зале, где проходила презентация проектных работ участников, была организована выставка книг, брошюр, учебной и художественной литературы о Святом князе Владимире.
Конкурс открыл Гимн святому князю Владимиру в исполнении вокальной группы ансамбля «Горница». Не нарушая регламент проведения, ребята по очереди защищали свои проекты.
В номинации «Исследовательская и проектная работа» были представлены следующие доклады:
Одно сообщение семиклассника Ерофеева Алексея было заслушано в номинации «Историческая мастерская. Виртуальная экскурсия» по теме «Храмы, посвящённые Святому Равноапостольному князю Владимиру».
Три работы было представлены в номинации: «Виртуальный музей: князь Владимир: исторический экскурс»
В номинации «Творческая мастерская: Житие Святого Равноапостольного князя Владимира в искусстве» (рисунки с комментариями в формате эссе) ученики представили 3 своих работы:
Победителями стали Эрлих Алина, Прокопенко Илья, Осняч Дарья, второе место поделили Ванюшин Михаил, Ерофеев Алексей, Малий Иван, Оверко Алексей.
На протяжении работы проекта действовала интернет-олимпиада на историческую тему «Князь Владимир – креститель Руси». География данного формата интернет-олимпиады была обширна. Участники были не только из г. Серпухова, ближнего Подмосковья, но даже из Санкт-Петербурга. При подведении итогов было выявлено три абсолютных победителя, набранных 100 баллов из ста. Это учащиеся Православной гимназии и ученик 277 школы города Санкт-Петербурга. Ещё трое учащихся были отмечены грамотами за набранные 85 баллов из 100. Победители получили дипломы, грамоты и подарки. Абсолютный победитель – Кальченко Анастасия, набравшая 100 баллов, по 95 баллов набрали Гломаздов Леонид и Ванюшин Михаил, по 85 баллов – Поджарова София и Филиппов Назар.
Итогом всей работы проекта стал проведённый 25 декабря 2014 года Фестиваль «Князь Владимир – креститель Руси». Игумения Введенского Владычнего женского монастыря матушка Алексия торжественно вручила грамоты победителям конкурсов (интернет-олимпиада, выставка рисунков, сочинения, исследовательские проекты, хореографические и вокальные выступления). В приветственном слове к участникам и зрителям игумения подчеркнула значимость выбора князем Владимиром Православной веры для России, отметила большую проделанную работу детьми-участниками проекта, которые в ходе своих работ соприкоснулись с тысячелетней историей своей Православной Родины. В праздничном фестивале приняли участие творческие коллективы города Серпухова. Песенный ансамбль православного клуба «Трилистник» Троицкого собора поздравил колядкой слушателей с наступающим праздником «Рождество Христово», а также исполнил песнопения о Святой Руси. Семейно-певческий ансамбль Зотовых «Живая старина» поделился со зрителями былинным пением о Святом князе Владимире в сопровождении игры на гуслях. Концертную программу украсило выступление вокально-хореографического ансамбля «Горница» православной гимназии. Ребята исполнили Славу князю Владимиру и Гимн Святому Крестителю Руси. Со сцены прозвучали песнопения и стихи, прославляющие Святую Русь и родное Подмосковье. Все участники Фестиваля получили грамоты и памятные подарки.
Результаты проектной деятельности имеют количественные и качественные измерения:
- во-первых, собственно образовательный продукт, который пополнил методические ресурсы с использованием инновационных технологий: программа воспитательной работы; разработки уроков; разработки внеклассных мероприятий; дидактические материалы к урокам; проектная деятельность учащихся;
- во-вторых, повышение компетентности учащихся (учебно-исследовательской, информационно-коммуникационной, творческой и др.); в становлении гражданской позиции;
- в-третьих, повышение профессиональной компетентности учителей в области учебного предмета, информационных технологий, межпредметных связей; развитие творческих способностей.
Таким образом, в основе проекта – реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, дома культуры города).
Задача учителя не только вооружить ученика знаниями, но и в первую очередь воспитать из него человека, гражданина, патриота. Трудно сформировать у детей патриотические чувства, не привив им любовь к родному краю. Важным источником патриотического воспитания школьников является история. Вышесказанное обуславливает стремление активизировать историю в школе как средство интеллектуального развития и патриотического воспитания школьников.
Воспитывать уважение к истории – это основная задача нашей работы. Знание своей национальной культуры и культуры народа, на земле которого ты живешь, - один из факторов, способствующих формированию нравственных качеств личности ученика, его духовного воспитания в период разрушения многих устоев нашего общества.
Просветительская деятельность в работе над проектом вовлекла детей и молодежь в творческий процесс, способствовала формированию правового сознания у обучающихся, помогала использовать социальные навыки в повседневной жизни.
Конечным результатом функционирования проекта по духовному и патриотическому воспитанию стали духовный и культурный подъем обучающихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание себя как россиян, определяющих будущее России:
в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;
в историко-краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.