Организационно-деятельностная игра

Организационно-деятельностная игра как педагогический процесс

        В нашей стране деловые игры 1 возникли в 30-х годах ХХ века, название и форма которых несколько отличались от современных, но основные концепции уже нашли в них свое отражение.

         Автором первой деловой игры была М. М. Бирштейн – молодой ленинградский экономист, организовавшая в 1932 году на заводе пишущих машин, а в 1936 году - на фабрике «Красный ткач» серию игровых экспериментов, назвав их «организационно–производственными испытаниями», в которых приняли участие работники фабрики, где одной из тем «испытания» был процесс перехода фабрики на выпуск новой продукции без остановки производства.

         Таким образом, первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений. Трагические события конца 30-х годов ХХ столетия, Великая Отечественная война, блокада Ленинграда прервали разработки советских ученых в области деловых игр.

         В 50-е годы ХХ века к идее разработки деловых игр подошли в Соединенных Штатах Америки. Возникшие там деловые игры применялись для обучения студентов-экономистов или будущих руководителей фирм.

       Интерес отечественных специалистов к деловым играм возобновился 1975 году. Так, в Звенигороде под Москвой по инициативе ЦЭМИ АН СССР и экономического факультета Московского государственного университета обсуждался вопрос о перспективности использования ЭВМ для моделирования экономических систем, составляющих «сюжеты» деловых игр.

         Опыт реализации деловых игр был у ученых Новосибирского государственного университета (В. Ф. Комарова, Н. В. Сыскина), Ленинградского финансово-экономического института (И. М. Сыроежин, С. Г. Гидрович), Ленинградского института методов управления (А. Л. Липшиц), Ленинградского областного Совета научно-технических обществ (М. М. Бирштейн), Киевского инженерно-строительного института (В. И. Рыбальский и др.), в которых сотрудники-энтузиасты игровых методов образовали ядро современной области научной, педагогической и практической управленческой деятельности в нашей стране, продолжающейся и в настоящее время.

     Стали появляться не только все новые и новые деловые игры, но и теоретические работы, возникли имитационные,2 ролевые 3 игры не только на экономические, но и на другие темы, например, биологические, медицинские, архитектурные.

        Постепенно имитационными играми заинтересовались психологи, социологи. Стали появляться игры, знакомящие молодых людей с социальной средой, в которой им предстоит оказаться в будущем, активно внедряются имитационные игры в процесс обучения.

       Отечественные специалисты участвуют в международных встречах, например, на ежегодно проводимом семинаре ISAGA (Internationall Simulation and Games Association - Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм).

      В ходе семинара горячо обсуждаются теоретические и практические проблемы, возникающие в живом процессе создания имитационных игр, их проведения в различных аудиториях и для различных целей и их теоретического осмысления, а также классификация деловых игр.

  Таблица 1. Классификация имитационных игр

Название игры

Цель игры

1

2

Машинная

моделирование игровой ситуации с использованием ЭВМ

Ручная

моделирование игровой ситуации без использования ЭВМ

Исследовательская

формирование нового знания, не получившего ранее отображения в виде публикаций, докладов, лекций, сообщений, методик, инструкций

Учебная

формирование у игроков знания, не известного им, но уже отображенного в системе знаний с помощью каких-либо средств коммуникации, а также воспитание навыков, качеств, умений

Конкретная

познание конкретных систем и выработка умений действовать в них

Абстрактная

воспитание качеств, необходимых для успешной деятельности в широком классе систем.

      В последние годы очень популярной формой для разрешения общих проблем стало проведение в режиме коллективной мыслительной деятельности организационно-деятельностных игр,4 основой которых является обеспечение активности всех участников в разрешении поставленной проблемы.

Разные методологические школы добиваются этого усилением воздействия:

● на потребности;

● на способности;

● на нормы.

        Усиленно воздействуя на потребности (школа Г. П. Щедровицкого) активность в организационно-деятельностных играх обеспечивается за счет понижения уровня самооценки участников игры путем использования приемов: «срывание погон», «постановка в позицию двоечника» и т.д. Режим работы жесткий, дискомфортный.

       Усиленно воздействуя на способности (школа А. С. Анисимова) активность в организационно-деятельностных играх обеспечивается за счет обнаружения несоответствия способностей организаторов и участников игры.

       Режим работы мягкий, воздействие ненасильственное. Каждый продвигается по своей внутренней программе в рамках развития группы. Теоретические разработки направлены на обеспечение развития способностей, их значимости во всех видах деятельности.

       Усиленно воздействуя на нормы (школа К. Я. Вазиной) активность в организационно-деятельностных играх обеспечивается за счет обнаружения несоответствия в нормах, обеспечивается продвижение по овладению нормами. Процедура строго нормирована – технологична. Технология обеспечивает творческое состояние. Теоретические разработки направлены на обоснование нормированности в образовании, в деятельности.

        Если все эти воздействия совместить, то организационно-деятельностная игра будет являться педагогическим процессом (развитие творческих способностей на базе мыслительных, коммуникативных, рефлексивных), т.е. педагогическая организационно-деятельностная игра.

Технология проведения организационно-деятельностной игры

Становление, развитие, функционирование системы

(учебного заведения и т.д.).

1​ Формирование групп в соответствии со структурой системы.

2​ Работа групп по подготовке сообщений:

3.1​ Самоопределенческие сообщения групп (видение проблемы).

3.2​ Анализ ситуации (исследование состояния, история и перспективы).

3.3​ Ресурсы становления, развития, функционирования различных систем деятельности.

3.4​ Программы и проекты развития.

3.5​ Экспертная оценка программ и проектов.

3. Пленарное обсуждение сообщений с учетом взаимозависимости и взаимообусловленности различных систем деятельности. Внесение поправок в сообщения группы.

4​ Итоговые доклады групп по содержанию работы.

5​ Рефлексия хода и результатов игры, отношение участников к необходимости ее продолжения.

 

Этапы решения проблемы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

1

Самоопределение

       

2

Анализ ситуации

       

3

Работа по понятиям

       

4

Программы и проекты

       

5

Экспертиза, рефлексия

       

 

ЛИТЕРАТУРА

Анисимов, А. С. Основы методологического мышления. – М., 2009.

Быченко, Ю. Г., Красильников, О. Ю. Деловые игры в школе бизнеса. – Саратов: СГУ, 2002.

Вазина, К. Я., Петров, Ю. Н., Белиловский, В. Д. Педагогический менеджмент. – М.: Педагогика, 1991.

Вудкок, М., Фрэнсис, Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя–практика: Пер. с англ. – М.: «Дело», 2007.

Геронимус, Ю. В. Игра, модель, экономика. – М.: «Знание», 2009.

Грейсон, Дж. К. мл., О’Делл, К. Американский менеджмент на пороге XXI века: пер. с англ./ Авт. предисл. Б. З. Мильнер. – М.: Экономика, 2001.

1 Игра деловая – форма деятельности людей, имитирующих те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования. В деловой игре воспроизводится предметное и социальное содержание профессиональной и общественной деятельности, т.е. моделируются объективные условия и системы отношений, характерные для данного вида практики. Деловая игра в педагогической деятельности — это учебное упражнение, в ходе которого обучающиеся разбиваются на группы, представляющие воображаемые организации, действующие в определенных ситуациях. Обычно деловые игры носят соревновательный характер, и в них происходит спрессовывание реального времени (месяцы, годы, необходимые на какие-либо действия в реальной жизни, превращаются в часы), так, чтобы результаты принятых решений были видны. Сам процесс игры и анализ ее результатов предоставляют учащимся возможность активного обучения в самых различных областях (маркетинге, финансовом менеджменте, теории организаций и т.д.) в зависимости от содержания конкретной игры, а также способствуют развитию навыков групповой работы.Деловые игры характеризуются: учебными целями, определенными правилами, соревновательным характером, активным участием и взаимодействием играющих, итоговым подсчетом очков (по разным критериям в зависимости от содержания конкретной игры), результатом — определением победивших и проигравших, анализом результатов и обсуждением извлеченных уроков.
2 Имитационные упражнения — это структурированные учебные упражнения, имеющие своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий. Они направлены на получение участникам опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике, ролевые игры, работу с реальной деловой документацией, работу на специально разработанных учебных тренажерах и т.д.
3 Ролевые игры могут использоваться самостоятельно, а также быть составной частью как деловых игр, так и имитационных упражнений. Это учебное упражнение, в ходе которого имитируется ситуация из реальной жизни и обучающиеся действуют в ней, играя роли ее участников.
4 Организационно-деятельностная игра – это целостная единица игры нового типа. Она совмещает все процессы коллективного саморазвития и развития деятельности.
5 Гериатрия - область медицины, исследующая болезни людей пожилого и старческого возраста.
6 Оккупациональная терапия – терапия повседневными занятиями – форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в команде специалистов социальной работы, здравоохранения, образования. Оккупациональный терапевт – специалист, деятельность которого направлена на реабилитацию лиц, по состоянию здоровья не имеющих возможность осуществлять уход за собой, проводить досуг и выполнять трудовую деятельность.

 

  • Контакты
  • 142210, Московская область, г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40, строение 12
  • Е-mail:  rlalih@yandex.ru
  • Канцелярия: (4967) 759081 (секретарь Назарова Надежда Михайловна)